=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

* 13 апреля 2016 г. ст.ст., вторник Страстной седмицы,
 богослужебные чтения:
 Мф.22:15-23:39 (на утрене); Мф.24:36-26:2 (на преждеосв. лит.).

 

* 14 апреля 2016 г. ст.ст., среда Страстной седмицы.

  богослужебные чтения: Ин.12:17–50 (на утрене); Мф.26:6–16 (на преждеосв. лит.).

 

* 15 апреля 2016 г. ст.ст., Великий Четверг.

  Воспоминание Тайной Вечери.

  литургические чтения: 1Кор.11:23-32;

  Мф.26:1-20; Ин.13:3-17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2.

 

* 16 апреля 2016 г. ст.ст., Страстная (Великая) Пятница.

  Воспоминание Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

  Евангельские фрагменты о страданиях Иисуса Христа

 ("12 Евангелий святых страстей Иисуса Христа"):

        1.  Ин.13,31 - 18,1

        2.  Ин.18,1-28

        3.  Мф.26,57-75

        4.  Ин.18,28 - 19,16

        5.  Мф.27,3-32

        6.  Мк.15,16-32

        7.  Мф.27,33-54

        8.  Лк.23,32-49

        9.  Ин.19,25-37

        10. Мк.15,43-47

        11. Ин.19,38-42

        12. Мф.27,62-66.

                        (читаются на утрене)

 

 * "12 евангелий" в современном переводе

        messia.ru/rasylka/004/759a.htm#0

 

 

 

 

 

 

 

> Последняя схватка

> Из радости и торжества Вербного Воскресенья, праздника воцарения Христа в нашем мiре, на нашей земле, вступаем мы в святые и великие, как называет их Церковь, дни Страстной недели, или седмицы.

> Первые три из них – понедельник, вторник и среда – еще только готовят нас к тому, свидетелями, а в духовном смысле и участниками чего призваны мы стать в конце этой седмицы. Готовят к событию, которое есть завершение всего дела Христова и в глубочайшем смысле конец всего. Ибо сколько бы ни длилась с тех пор человеческая история, всё в ней, как и в жизни каждого из нас, на последней глубине определяется, оценивается и обретает смысл лишь по отношению к этому событию всех событий – Кресту, Гробу и Воскресению. Именно тогда решилась и с тех пор непрерывно решается судьба мiра, открылась и с тех пор непрерывно открывается последняя правда обо всём.

> Каждый вечер в эти подготовительные дни мы слышим: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща»*, т.е.: «Вот в полночь приближается Жених, и блажен тот раб, которого найдет Он бодрствующим». Слышим евангельский рассказ о бесплодной смоковнице, осужденной Христом за то, что не нашел Он на ней плодов, о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светильников, чтобы встретить грядущего Жениха, и о десяти неразумных девах, оказавшихся неготовыми к этой встрече. Слышим и пророчество Христа о том, как оскудеет в мiре любовь и восстанут друг на друга народы и царства. Слышим, наконец, и горькое вопрошание Его: Сын Человеческий, придя в мiр, найдет ли веру на земле? (Лк.18:28). И что означает всё это, начиная с радостного, но и грозного утверждения «Се Жених грядет…», как не призыв пробудиться от духовной спячки, в которой мы почти всегда пребываем, и заново пережить эти святые и великие дни, как не напоминание о том главном, в чём явлен суд над нашей жизнью и одновременно – свет и сила, могущие преобразить и воскресить ее.

> Великий четверг. День, когда накануне Креста и смерти вспоминает Церковь Тайную вечерю – последнюю перед страданиями трапезу Наставника с учениками, за которой Господь, как свидетельствует евангелист Иоанн, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мiре, до конца возлюбил их (Ин.13:1). Умовение ног, а затем эта трапеза, это преломление хлеба, эта чаша: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Пийте от нея вси, сия… есть Кровь Моя (Мф.26:26-28). Всецелое единение, совершенная самоотдача, радость и полнота любви! Словно в страшной, весь мiр покрывающей ночной тьме, куда уходит Иуда-предатель, светит лишь эта потаенная комната, эта трапеза, где уже открыто, дано, заповедано вечное Царство любви.

> И вот мы в Великой пятнице, в которую вступаем через длинную-длинную службу Двенадцати Евангелий, или, как называет ее Церковь, Страстей Господних**. Запомним только, что первое из этих евангельских чтений, целиком посвященных предательству, пленению, суду, издевательствам, страшному одиночеству на кресте, вплоть до вопля: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф.27:46) – что начинается оно с победных слов Христа на пути в Гефсиманский сад: Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нём (Ин.13:31). Ибо здесь начало последней схватки в поединке между небом и преисподней, между Богом Любви и духом ненависти, и в этой схватке, для которой, как говорит Христос, Он и пришел в мiр, уже светит, всё более разгораясь, заря победы.

> Ибо тут, у креста, всеми брошенного, всеми преданного Страдальца, зло наконец являет себя как зло, ненависть – как ненависть, ложь – как ложь, и в этом явлении начинается их саморазрушение. «Поистине, Человек сей – Сын Божий» (ср. Мф.27:54), – говорит римский офицер, распоряжавшийся казнью. Люди толпы, незадолго до этого вопившие: Распни, распни Его! (Лк.23:21), теперь бьют себя в грудь; разбойник, распятый рядом с Христом, говорит Ему: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» (ср. Лк.23:42). И всё более ощутимо нарастает победа – победа Побежденного.

> Вынос Плащаницы, погребение Христово – и этот, тысячами цветов расцветший гроб, словно растут они, как жизнь, из смерти, словно уже празднуют живоносную силу этого гроба. И поздно ночью обносим мы эту Плащаницу вокруг храма, но уже не погребальная – победная песнь раздается в ночной темноте: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!», ибо Христос, уже сошедший в самую глубину смерти, разрушает ее изнутри светом Своей любви, Своей жизни. Еще немного – и вся служба Страстной субботы станет одной радостной мольбой, одним радостным призывом: Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех (Пс.81:8)***. Исчезают темные, траурные ризы, всё сильнее разгорается свет, ибо не может ад удержать этого Мертвеца, но трещит и разрушается, и уже сияет Жизнью запечатанный гроб, и совершается победа над смертью.

> Вот окончена служба Великой субботы. Но еще много часов должно пройти, прежде чем соберемся мы снова к полуночи в храме, чтобы самим себе и всему мiру радостно возвестить, что Христос воскрес. Как долго тянется этот нескончаемый день, как таинственна «белая» тишина его, каким удивительным ожиданием пронизан весь мiр! И всё это потому, что для нас, христиан, Великая суббота – образ нашей жизни. Да, каждому из нас еще суждено сойти в тень смертную, да, грех, зло и смерть всё еще как будто побеждают на земле. Но вот, пережив еще раз эту Страстную седмицу, знает и верит сердце, что победы эти – мнимые, что та тьма, в которую постепенно погружаемся мы, на деле светится изнутри пасхальным светом, что в самой смерти ждет и встречает нас Воскресший Христос тем же словом «Радуйтесь!», с каким обратился Он к женщинам, пришедшим в то раннее утро на гроб. Как в конце этого длинного дня, так и в конце всего – Пасха. И лучи пасхальной радости уже льются в мiр, и, приближаясь к пасхальной ночи, мы знаем, что радости этой никто не отнимет у нас.


> * Утреня в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Тропарь.
> ** Подразумевается утреня Великой пятницы, за которой прочитывается двенадцать фрагментов Четвероевангелия, посвященных страданиям («страстям») Господа.
> *** Великая суббота. Литургия. Аллилуарий.

 

[ протопресвитер Александр Шмеман. Беседа.
Оп. в сб. "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II,
pravmir.ru/protopresviter-aleksandr-shmeman-poslednyaya-sxvatka-audio/ ]

 

 

 

 

 

 

 

к чтениям Страстного вторника:
 +++ митр. Антоний (Блум): Притчи о Суде
 +++ Яков Кротов: Сын человеческий как вор (+ссылки)
 +++ митр. Сурожский Антоний: доверие и "таланты"
      messia.ru/rasylka/004/916.htm (+ссылки)
 +++ В.Н.Кузнецова: Плач над Иерусалимом
      messia.ru/rasylka/006/1472.htm (+ссылки!)

 

 

к чтениям Страстной среды:
 + + + В.Н. Кузнецова: Предатель
 + + + архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) – Беседа №36 на Евангелие от Марка
 + + + святой Ефрем Сирин: о грешнице, помазавшей Господа миром (+ссылки)

 

к чтениям Страстного четверга:
 + + + Том Райт: Трапеза, объясняющая смысл смерти Иисуса
 + + + В.Н. Кузнецова:
        Пасхальная трапеза. Пророчество о предательстве. Заключение Нового завета
 + + + протопр. Александр Шмеман: Литургия и жертва

 + + + Луи Буйе. Первая евхаристия на последней вечере
 + + + архим. Ианнуарий (Ивлиев):
        Иисус предлагает ученикам в дар Самого Себя

 + + + митрополит Сурожский Антоний: литургия
         messia.ru/rasylka/008/2174.htm#0 (+ссылки)
 + + + продолжение: тайна Божественной литургии
        messia.ru/rasylka/010/2547.htm#0 (+ссылки)
 + + + игумен Евмений (Перистый): Правда Божия и правда человеческая
        (+ссылки)                     messia.ru/rasylka/007/1812.htm
 + + + "Ученикам подает Владыка пример смирения";
         протопресв. Александр Шмеман:
          Крест, как тайна греха и тайна победы над ним
             messia.ru/rasylka/009/2403.htm#0 (+ссылки)

 

 

к чтениям Страстной пятницы:
 + + + священник Павел Адельгейм:
        Типичная история повторяется от Адама до наших дней (+ссылки)
 + + + А. Макаревич: взят; к злодеям причтен; распят
        messia.ru/rasylka/011/2677.htm (+ссылки)
 + + + "Ученикам подает Владыка пример смирения" (из богослужения) &
         свящ. Александр Шмеман:
          Крест, как тайна греха и тайна победы над ним
           messia.ru/rasylka/009/2403.htm (+ссылки)
 + + + митрополит Сурожский Антоний:
        "О Жизнь вечная, како умираеши?"
          messia.ru/rasylka/008/2175.htm (+ссылки)
 + + + свящ. Александр Мень:
        Он принял поругание, неблагодарность, бичевание и смерть &
         Б.Пастернак - ГЕФСИМАНСКИЙ САД
          messia.ru/rasylka/007/1813.htm (+ссылки)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*С любовью, братия, примем Жениха,
 приготовим свои светильники, / добродетелями сияя и правой верою,
 чтобы нам, как разумным Господним девам,
 быть готовыми войти с Ним на брачные торжества,
 ибо подает Жених, как Бог, / в дар всем венец нетленный.*
*Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель,
 священники и книжники коварно по зависти собрав,
 подвигли Иуду на предательство;
 потому он, отправился бесстыдно / и говорил о Тебе беззаконным людям:
 "Что вы мне", – он сказал, – "дадите,
  и я вам предам Его в руки ваши?"
  От осуждения, его постигшего, / избавь, Господи, души наши!*
*О часе конца помысли, душа, / и участи срубленной смоковницы убоявшись,
 над данным тебе талантом потрудись, несчастная, / бодрствуя и взывая:
 "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*Что в нерадении пребываешь, / душа моя несчастная?
 Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном?
 Что занимаешься бесследно утекающим?
 Последний час отныне наступил,
 и предстоит нам со всем здешним разлучиться.
 Доколе имеешь время, отрезвись, взывая:
 "Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой,
 не сруби меня как бесплодную смоковницу,
 но как милосердный, Господи, / пожалей со страхом восклицающую:
 Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*"Бодрствуйте", – сказал Ты, Благой, ученикам, –
 "ибо не знаете, в который час придет Господь – / воздать каждому!"
  При втором Твоем страшном пришествии, Владыка,
  сопричти меня к овцам, справа от Тебя стоящим,
  презрев множество моих согрешений.*
*Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным,
 но одежды не имею, чтобы войти в него.
 Сделай светлым одеяние души моей, / Податель света, и спаси меня.*
*В светлый сонм святых Твоих / как войду я, недостойный?
 Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, –
 одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак,
 и, связанный, изгнан буду Ангелами.
 Очисти, Господи, скверну души моей / и спаси меня, как Человеколюбец.*
*От душевного нерадения задремав,
 не приобрел я, Жених мой, Христе,
 светильника, горящего добродетелями,
 и уподобился девицам неразумным, / во время работы мечтая.
 Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка,
 но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни,
 и с разумными девами введи в Твой брачный чертог,
 где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно:
 "Господи, слава Тебе!"*
*Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа,
 не скрывай слова Божия,
 возвещай чудеса Его, / чтобы, умножив благодатный дар,
 войти тебе в радость Господа Твоего.*
*Придите, верные, / потрудимся усердно для Владыки,
 ибо Он подает рабам Своим богатство;
 и каждый соразмерно да преумножит благодати талант:
 один мудрость да употребляет на добрые дела,
 а другой служение просвещения да совершает.
 Да приобщает же верный / к слову Божию непосвященного,
 и да раздает богатство бедным иной:
 ведь так мы взаймы нам данное преумножим,
 и как верные распорядители благодати
 радости со своим Владыкой удостоимся.
 Ее и нас сподоби, Христе Боже, / как Человеколюбец.*
*Жених, цветущий красотою более всех людей,
 призвавший нас на пиршество духовное / брачного чертога Твоего!
 Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки
 участием в Твоих страданиях
 и, славы одеянием украсив,
 красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви
 в Твоем Царстве, как Милосердный!*
*Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант.
 Со страхом дар прими, / отдай в рост для Давшего тебе,
 раздай нищим и приобрети этим друга в Господе,
 чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе,
 и услышать блаженный глас:
 "Войди, раб, в радость Господа Твоего!"
 Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего,
 по великой Твоей милости.*
                      (Из богослужения Великого Вторника/*/)

* * *

*Вот, Жених приходит в полночь,
 и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим,
 но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным.
 Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном,
 да не будешь смерти предана,
 и заключена вне Царствия,
 но воспрянь, взывая:
 "Свят, Свят, Свят Ты, Боже, / по молитвам Богородицы помилуй нас!"*

*Блудница приступила к Тебе,
 мvро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец,
 и от смрада зол избавляется повелением Твоим!
 Дышавший же благодатию Твоею ученик неблагодарный,
 ее отвергает и нечистотою покрывается,
 по сребролюбию продавая Тебя.
 Слава, Христе, милосердию Твоему!*
*Больше чем блудница беззаконий совершив,
 слез потоков я Тебе вовсе не принес;
 но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой,
 с любовью целуя пречистые ноги Твои,
 дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов,
 взывающему Тебе, Спаситель:
 "От дел моих нечистых меня избавь!"*
*Прежде распутная жена / внезапно целомудренной явилась,
 возненавидев дела постыдного греха / и наслаждения телесные,
 в уме имея великий стыд / и суд с последующим наказанием,
 которому блудники и распутные подвергнутся.
 Я являюсь первым из их числа,
 и, хотя страшусь, / но держусь порочного обычая, безумный.
 Блудная же жена, убоявшись / и приложив старание, скоро пришла,
 взывая ко Искупителю:
 "Человеколюбивый и Милосердный, / от дел моих нечистых меня избавь!"*
*Оказавшись неблагодарным / и коварным завистником,
 лукавый Иуда оценивает дар, достойный Бога,
 ради которого был отпущен долг грехов,
 торгуя боголюбезной благодатью.
 Пощади души наши, Христе Боже, / и спаси нас!*
*Приступила женщина смрадная и оскверненная,
 слезы проливая на ноги Твои, Спаситель, / и свое страдание возвещая:
 "Как я взгляну на Тебя, Владыку? / Но Ты Сам пришел спасти блудницу!
  Меня, умершую, из бездны подними,
  воздвигший Лазаря на четвертый день из гроба.
  Прими меня, злосчастную Господи, / и спаси меня!"*
                                    (Из богослужения Великой Среды/*/)

* * *

*Будучи Господом и Создателем всего,
 Бог бесстрастный, сделавшись нищим, создание с Собой соединил,
 и, Сам являясь Пасхой,
 тем, за кого собирался умереть, / Себя в снедь заранее предлагал,
 взывая: "Вкусите тело Мое / и верою утвердитесь!"
  Спасительной для всего рода смертного,
  напоил Ты, Благой, Своих учеников
  собственною чашей, наполнив её веселием;
  ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь,
  взывая: "Пейте кровь Мою, / и верою утвердитесь!"*
*Держащая неудержимую / и возвышенную в воздухе воду,
 усмиряющая бездны и укрощающая моря
 Премудрость Божия воду в умывальницу вливает
 и Владыка омывает ноги рабов.
  Ученикам подает / Владыка пример смирения;
  и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается,
  и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов,
  Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.*
 *К таинственной трапезе / все со страхом приблизившись,
  чистыми душами примем хлеб, / оставаясь вместе с Владыкой,
  чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем,
  и сделать так, как мы увидели,
  друг другу покоряясь / и друг другу ноги омывая, -
  ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал;
  но не услышал Иуда, / раб и коварный лжец.*
*Агнец, о Котором провозгласил Исаия, / добровольно идет на заклание
 и спину отдает на раны, щеки на удары,
 лица же не отвращает от позора оплеваний
 и осуждается на бесчестную смерть.
 Безгрешный всё принимает добровольно,
 чтобы всем даровать воскресение из мертвых.*
                              (Из богослужения Великого Четверга/*/)

* * *

*В сей день ко Кресту пригвоздили иудеи Господа,
 рассекшего море жезлом / и проведшего их в пустыне.
 В сей день копьем пронзили ребра Его,
 казнями поразившего за них Египет,
 и желчью напоили / манну в пищу дождем им пролившего.*
*К схватившим Тебя преступникам / Ты, всё терпя, так взывал Господи:
 "Хотя вы и поразили Пастыря
  и рассеяли двенадцать овец, учеников Моих,
  Я мог бы выставить более двенадцати легионов Ангелов.
  Однако Я являю долготерпение,
  чтобы исполнилось то, что открыл Я вам через пророков Моих,
  сокрытое и тайное".
 Господи, слава Тебе!*
*Одевающийся светом, как одеждою,
 предстоял на суде обнаженным
 и принял удар по щеке / от рук, которые создал,
 а беззаконный народ / пригвоздил ко Кресту Господа славы.
 Тогда завеса храма разорвалась;
 солнце померкло, не вынося видеть оскорбляемым Бога,
 пред Которым трепещет весь мiр.
 Ему поклонимся!*
*Когда предстал Ты, Боже, пред Каиафой, / и был предан Пилату, Судия,
 силы небесные от страха поколебались;
 тогда же Ты и возвышен был на Древе / между двух разбойников
 и причислен к беззаконным, Безгрешный, / чтобы спасти человека.
 Беззлобный Господи, слава Тебе!*
*Того, пред Кем всё содрогается и трепещет,
 и Кого воспевает всякий язык,
 Христа, Божию Силу и Божию Премудрость,
 священники били по лицу и желчи Ему дали;
 и всё претерпеть Он благоволил,
 желая нас спасти от беззаконий наших Своею кровию,
 как Человеколюбец.*
*В сей день повешен на Древе / на водах землю повесивший;
 венцом из терний венчается / Ангелов Царь;
 в ложную багряницу облекается / Покрывающий небо облаками;
 принял по лицу удар / в Иордане освободивший Адама;
 гвоздями был пригвожден Жених Церкви;
 копьем был пронзен Сын Девы.
 Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.
 Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.
 Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.
 Покажи нам и славное Твое воскресение!*
*Крест Твой, Господи - / жизнь и воскресение для народа Твоего;
 и на него надеясь, / Тебя, распятого Бога нашего мы воспеваем:
 "Помилуй нас!"*
*Искупил Ты нас от проклятия закона / драгоценною Своею Кровию:
 ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный,
 Ты людям источил бессмертие.
 Спаситель наш, слава Тебе!*
*Ты был распят за меня, / чтобы мне источить прощение;
 был пронзен в ребра, / чтобы струи жизни мне извести;
 был гвоздями пригвожден,
 чтобы я, глубиною Твоих страданий
 в высоте могущества Твоего удостоверяемый,
 восклицал Тебе, Податель жизни Христе:
 "Слава и Кресту, Спаситель, / и страданию Твоему!"*
*Вознесенный на Кресте, / и уничтоживший силу смерти, Господи,
 и изгладивший как Бог рукописание против нас!
 Покаяние разбойника и нам даруй, единый Человеколюбец,
 с верою служащим Тебе, Христе Боже наш, и взывающим:
 "Помяни и нас во Царствии Твоём!"*
*Господи, когда Ты восходил на Крест
 страх и трепет напал на всё творение.
 И земле Ты запрещаешь поглотить распинавших Тебя,
 но аду повелеваешь узников отпустить, / для возрождения смертных.
 Ты, Судия живых и мертвых, / пришел даровать жизнь, а не смерть.
 Человеколюбец, слава Тебе!* (Из богослужения Великой Пятницы/*/)

              *********************************************

/*/ перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями).

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3387.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm