=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой –
/см. предыд. части в выпусках > «...приблизилось Царствие Божие...» (Мк 1,15)> После сообщения о том, что Иисус поселился в Капернауме, на берегу озера, евангелист Матфей добавляет: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (4,17). Евангелист Марк дает несколько иную версию, которая, однако, помогает нам понять Весть Иисуса: «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (1,14-15). > Благая Весть, или Евангелие, – это возвещение о спасении, принесенном Иисусом Христом. Иисус провозглашает не Свое Царствие, но Царствие Своего Отца. Иисус лишь «служитель» спасения и Того, Кого Он возвещает. Когда Иисус говорит о том, что Царствие Божие приблизилось, Он пользуется пророческим языком. Поистине, времена исполнились, и Царствие Божие находится при наших дверях. В плане истории человечества пройдут миллионы лет до того момента, когда это пророчество исполнится. Действительно, все люди призваны войти в Царствие Божие, но, по слову апостола Петра, всеобщее спасение осуществится лишь в «последнее время», когда всё и вся вернется к Богу (см. 1Петр 1,3-5). > Сам Христос есть Царствие Божие, утвердившееся на земле, ибо Он – Глагол {Логос, Слово – прим. ред. рассылки.}, ставший человеком. Однако Его «мистическое тело», созидающееся в ходе мировой истории, пока еще не представляет собой Царствие Божие, возвещенное Христом. Каждому человеку уготовано стать Христом, поэтому Царствие Божие созидается день за днем, по мере того, как Глагол Божий созидает Себе тело, которое будет образовано из всего человечества. > Никакая христианская Церковь не может называться Церковью Христовой в смысле исключительном и абсолютном. Следовательно, невозможно отождествлять Римско-Католическую Церковь с Царствием Божием, взятым во всей его полноте. Некоторые богословы считают, что когда-нибудь всё человечество будет собрано в Католической Церкви. Возможно и так. Однако до сих пор мы наблюдаем нечто иное, а история развивается отнюдь не в этом направлении. > Следовательно, возвещенное Иисусом Царствие Божие необходимо рассматривать в эсхатологической перспективе, то есть в перспективе «последнего времени», которое современникам Христа могло казаться наступившим, как и некоторым нынешним христианам. И всё-таки эту перспективу до́лжно отнести к концу времен, день наступления которого, а уж тем более час, никому не известен. Царствие Божие, возвещенное иудейскому народу, должно охватить весь мир. В этом заключена главная суть Ве́сти. На внешний взгляд спасение обетовано исключительно и только иудеям. Однако в Иисусе, иудее из Назарета, Весть об этом спасении обрела поистине космическое измерение. Такова Благая Весть, произведшая эффект взорвавшейся бомбы в богословии Избранного Народа. > Христос пришел для того, чтобы мы научились от Него говорить «нет» Сатане, князю мира сего, и – «да» Отцу, подобно тому, как это совершил Сам Иисус. Наступит день – и Христос станет победителем всех сатанинских «господств и властей» и в сопровождении всего человечества войдет в славу Отца. > Царственное господство Бога над человечеством окончательно утвердиться лишь в конце времен, после свершения того, что евангелисты называют всеобщим судом. История человечества завершится, и спасение каждого человека будет окончательно определено. И тогда Христос сможет убедить каждого человека в существовании Бога и Его любви. > Царствие Божие есть тайна, которая постепенно раскрывается в сердце каждого. Это – реальность, которая уже содержится в каждом из нас, подобно горчичному зерну, посеянному в землю, или дрожжам в тесте. Эта «закваска» животворит всякого человека, к какой бы Церкви или религии он ни принадлежал. Действительно, Царствие Божие сопряжено не с той или иной религией, а с личной связью с Богом. Поэтому на последнем суде будут рассматриваться лишь человеческие добродетели, которые каждый из нас может и должен исполнять. > Христос употребит всё необходимое время
для того, чтобы Царствие Божие стало реальностью. Об этом говорит апостол
Павел в Первом послании к коринфянам: > И тогда Христос не уничтожит своих врагов, но победит их силою Своей любви. Его враги будут не побеждены, но убеждены. > В каждом из нас есть некие «территории», которые ускользают от божественного контроля и на которых Христос пока еще не воцарился. Существуют пограничные зоны, где человек как бы «осциллирует» между послушанием Богу и подчинением силам зла. Существует также «территория», где Христос господствует в царстве мира, справедливости и любви. «Территория» эта, на которой господствует Бог, постепенно расширяется; и в конце концов она охватит всё наше существо. Однако необходимо со всей решительностью признать, что в полной мере это произойдет после события, которое мы называем «воскресением из мертвых»... хотя и не понимаем всех связанных с ним последствий. Хотя бы отчасти «просветить» нас в этом отношении может лишь опыт Воскресения Христова, предвосхищающий образ нашего собственного воскресения. > В мире сем Царствие Божие не может достичь полноты. Его созидание продолжится после смерти, когда мы начнем переходить от света к свету. Следовательно, Царствие Божие нельзя отождествлять с Церковью. Никакая христианская Церковь не может притязать на то, что у нее есть исключительное право на господство Христа во имя созидания Царствия Божия. В этом плане, если мы начнем утверждать, что лишь Римско-Католическая Церковь во всей полноте располагает средствами к спасению, то столкнемся с неким затруднением, ибо единственно Христос является «орудием» спасения, и Христос не находится во владении какой бы то ни было Церкви. Ему принадлежат сами Церкви. > И хотя общее церковное учение ясно говорит о том, что Католическая Церковь во всей полноте располагает средствами к спасению, это отнюдь не означает, что в ее сознании Христос не является единственным «орудием» спасения. Каждая Церковь открывает своим верным, что в конечном счете Сам Христос есть единственное и высшее «орудие» спасения. И Церковь совершает это – приобщая верных к Его жизни, которая есть жизнь вечная. [ Ив Рагэн.
Из эссе "Весть
о всеобщем спасении" (оп.: ж-л "Символ", выпуск 45 (2003 г.), стр. 7-97), II.7. ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *...каждый
из вас пусть и дальше живет так, * * * *В то время приходят к Иисусу из
Иерусалима ********************************************* /*/
содержит фрагменты апостольского чтения среды. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4090.htm
Поделиться
(при просмотре выпуска на сайте):
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|